Фундаментальная наука и инновации

Есть одна мысль, которая меня грызет вот уже несколько лет — как сочетать и стоит ли сочетать развитие инноваций вместе с наукой? Доводы сам себе приводил разные, но сегодня все так принял для себя окончательное решение — это две абсолютно разные сферы, развивать которые надо абсолютно разными инструментами, качествами и людьми.

На школах, подобных той, на которой я сейчас нахожусь, культивируется слово «инновация» как некий продукт, который надо продавать. Учат технологии создания и оценке, учат продвижению и продаже, учат тому как и где искать инвестора, что ему предлагать и даже показывают удачные примеры. Все отлично. Кругом позитив. Но меня постоянно не оставляет чувство, что нахожусь я где-то посреди торгового центра, в котором нет ни одного производителя, а сплошь коммерсанты-перекупщики, чья задача найти подешевле и продать подороже. Возможно, я сгущаю краски, но не могу избавиться от этого ощущения.  Поясню почему.

Сегодня подошел к концу второй день школы. Лекций, в отличии от вчера, не было. Кстати, вчерашний день можно посмотреть у меня в твит-ленте. Вместо лекций, мы катались с экскурсиями по Дубне (еще один факт — ударение в названии этого города надо ставить на последний слог). Побывали в Открытой экономической зоне, посмотрели на макеты, как будет все красиво и замечательно. После, поехали кто-то смотреть на коллайдер, а кто-то в Лабораторию ядерных реакций. Я поехал в лабораторию. Впервые побывал на закрытом научном объекте — на входе военизированная охрана и контроль за фото- и видео приборами — съемка строга запрещена. Провели нам небольшую экскурсию. Совсем небольшую — всего 2 точки. Первая, ядерный циклотрон U-400 (это не секретно, фото есть интернете). Тут поведали технологию ускорения, суть которой многие теперь знают благодаря андронному коллайдеру. Этому аппарату лет значительно больше. А второй точкой стал маленький кабинет с одним сотрудников, который рассказал немного о том, как проходят проверку мембраны, получаемые вышеописанным ускорителем. Все. Экскурсия закончилась. Фактически не посмотрели ничего, но… Меня «накрыло» от понимания того, о каких глобальных вещах говорят эти люди  и как просто  и от того насколько мы не понимаем их и их мира. Они занимаются настоящей наукой, глубокими, фундаментальными исследованиями, попутно открывая процессы и технологии, на которых можно делать большие деньги, но им это не интересно — они в науке. После очередного открытия они информируют кого-то и если не получают интереса, просто продолжают работать дальше. Благодаря таким людям за последнее десятилетие открыто несколько новых элементов таблицы Менделеева.

Позже, вечером мы отправились на концерт симфонического оркестра. Это местный дубненский оркестр. Им занимается большой подвижник (его тут так называют) — Ставинский Евгений Михайлович. Поднял тут оркестр из молодых ребят, воспитал кучу музыкантов — призеров различных конкурсов. Сегодня концерт был специально перенесен на 2 недели раньше положенного срока, для того, чтобы участники Школы смогли присутствовать. Вместе с оркестром выступил китаец Цзян Шанжун — «китайский соловей». Концерт получился очень приятным.

И вот выхожу я с концерта, да после общения с физиками-ядерщиками, а тут компания громкоголосых «инноваторов-продавцов» уж обсуждает какие-то «детали» того, что кто-то не так был одет, кто-то не так слушал, и такое опустошение внутри наступило и вслед за ним четкое понимание разницы науки и инноваций, точнее людей, которые занимаются этими разными сферами жизни.

Как-нибудь позже выложу фото и видео наших поездок, а пока вот такое фото и видео с оркестром.

Впиши свой e-mail и получай новые статьи сразу к себе на почту: