Серое однообразие или яркий калейдоскоп из звезд?

Серое однообразие или яркий калейдоскоп из звезд?

«Моя цель, чтобы не было серой массы!», «Мы делаем наш проект для того, чтобы победить серое быдло!». И это далеко неполный перечень подобных лозунгов, которые встречаются в разговорах с молодыми участниками разных образовательных программ.

Как правило, молодым людям в возрасте 17-23 лет очень хочется, чтобы не было серости, однообразия. И хочется им этого в самых больших масштабах. Возможно поэтому когда они пишут свои проекты, планы, мечты, то это всегда что-то очень масштабное и гигантское. Чего греха таить, я и сам прошел через подобные желания.

Но сталкиваясь с такими идеями, если рассмотреть «поближе» того, кто предлагает такие проекты, часто приходишь к пониманию, что это не их истинное желание. А истинное желание — изменить собственную жизнь, которая настолько банальна, скучна и похожа не всех остальных, что хоть плачь.

Это в общем-то и не секрет, что большинство из того, что делают ребята в заявленной возрастной категории — это протест в явной или скрытой форме. Они пока еще не умеют творить от слова «созидания», они пока творят от «мы старый мир разрушим, а затем…».

Но да Бог с ними. Этот пост не про них конкретно, а про то, что часто взрослые специально создают условия для того, чтобы ребята превратились в коллективное серое ничто.

В нашей республике есть несколько крупных вузов. В каждом из них существует своя модель работы с подрастающим поколением через «внеучебную деятельность». В большей части вузов фокус внимания ставиться на поиск талантов и их огранку, с последующей «раскруткой» в минизвезд вузовского/городского/республиканского значения. У этого подхода есть свои минусы и плюсы,  о плюсах не сейчас, а вот минусы станут подмогой для понимания того, что происходит в других вузах.

Явные минусы подхода к воспитанию молодежи как к выращиванию звезд:

  • конечно же, звездная болезнь, которая выглядит так, что к третьему курсу, звездочка, которую открыли на первом, начинает вести себя так, что с ней неприятно общаться, она считает себя отдельно взятой, самостоятельной личностью, которой система, ее нашедшая и вырастившая, не указ.
  • с тем кто выдает качественный творческий продукт надо считаться и учитывать его мнение, поддерживая партнерские отношения, а не «я начальник-ту дурак»
  • такую звездочку сложно запугать самыми страшными карами — выгнать из универа, потому что они как правило уже поняли, что если что, то смогут себе найти и занятие и призвание
  • чем чаще такой человек ездит на различные вневузовские мероприятия (республиканские и российские), тем раньше начинает говорить о проблемах в родном вузе и, в частности, в сфере внеучебной.
  • в какой-то момент начинается «инакомыслие»
  • и т.п.

В совокупности эти минусы приводят к тому, что в других вузах люди, в чьи проф.обязанности входит искать и выращивать таланты, делают многое для того, чтобы эти таланты не выпирали из общей массы. И даже более того, специально создают условия для того, чтобы нивелировать значимость отдых личностей в угоду коллективного образа.

В итоге, получаем на выходе такую картину: нет отдельных ярких «профи» отдельно в песне, отдельно в танце, отдельно в юморе, зато многие умеют хотя бы по чуть чуть, но многое, но не качественно и как-то бесталанно.

Я не осуждаю этот подход, наверняка все нужны и все важны, каждому самому выбирать. Но точно могу сказать, что подход когда каждый по чуть чуть во всем, мне не очень приятен. Наоборот, вся моя деятельность направлена на то, чтобы человек смог найти свое дело, свою нишу, свой талант, свое призвание, в которых станет мастером и сможет «пробить планку», что несомненно приведет к «общему благу».

В общем, для меня приятнее смотреть на яркий калейдоскоп, яркие созвездия, нежели на «зато массовый охват».

Будь ярким, ищи себя, вырабатывай привычку совершенствоваться в том, что нравиться. Нравится не потому что модно, а потому что сердце откликается.

Призываю к дискуссии в комментариях 😉